Таблица 3. Дешифрирование объектов на снимке SPOT.
Тип объекта |
Характер видимости и дешифровочные признаки |
Характеристика совмещения |
Примечание |
Просеки ( PROSEKAL) |
Дешифрируются только отдельные элементы квартальных просек (видимо наиболее широкие участки). Просеки связанные с лесными дорогами, инженерными коммуникациями видимы хорошо. |
Систематические смешения до 70 м. |
Нет. |
Городская территория. (TOWNP) |
Легко дешифрируется. |
Трудно поддается оценке из-за сильного изменения границы урбанизированной зоны. |
Нет. |
Объекты городской территории (TOWNL, TOWNP) |
Легко дешифрируются: крупные строения, основные городские улицы, зоны озеленения в пределах городской черты и т.п |
Не определялись. |
На картах масштаба 1:200000 эти объекты показаны условно, по этой причине для обновления необходимо проведение генерализации. |
Дороги (ROADL). |
Легко дешифрируются дороги с улучшенным покрытием и лесные дороги. Полевые дороги - только в ряде случаев. |
Смещения до 30 м. На карте форма дорог упрощена из-за генерализации. |
Хорошо наблюдается прохождение дорог по территориям населенных пунктов. Хорошо видны мосты через реки выр. в м.к. |
Реки не выраженные в м.к. (HYDRL) |
Реки шириной свыше 15-20 м достаточно легко дешифрируются, т.к. видна водная поверхность. Мелкие реки и ручьи практически не заметны. |
Смещения до 50 м. |
Невозможно определить местоположение мелких рек и ручьев по изменению характера растительности. На снимке таких рек не видно практически, хотя на карте они присутствуют. |
Каналы (HYDRL) |
То же, что и реки. |
В среднем совпадают с генерализованной сеткой каналов, изображенной на карте. Очень хорошо согласуются по общей занимаемой территории. |
Сетки каналов просматриваются с некоторым трудом, т.к. не сильно отличаются по контрасту от окружающей территории. Т.к. каналы как правило располагаются на территории свободной от леса, то они могут быть дешифрированы все. |
Продолжение таблицы 3.
Тип объекта |
Характер видимости и дешифровочные признаки |
Характеристика совмещения |
Примечание |
Реки выраженные в масштабе карты (HYDRP). |
Дешифрируются хорошо. Видны протоки и острова. |
Случайные ошибки до 60 м. |
Нет. |
Озера (HYDRP) |
Дешифрируются различные типы озер: старицы, озера в болотных массивах. |
Совмещение хорошее с сохранением формы объектов. |
Нет. |
Песчаные отмели и пляжи (GRUNTP) |
Песчаные пляжи по берегам рек, площадь водного пространства которых хорошо видна легко дешифрируются. |
Не проверялась. |
Нет. |
Линии электропередачи, газопроводы и т.п. (CONSTRL) |
Дешифрируются в основном (как и лесные дороги) по совпадающим с ними просекам в лесах. На городской территории практически не заметны. |
В ряде случаев наблюдаются довольно большие расхождения, до 150 м. При этом на разных участках объектов смещения могут быть разными по вектору. |
Практически невозможно отличить от дорог. Возможно совмещение объектов (дорога + просека + коммуникация ), что трудно дешифрировать. |
Контуры лесов (WOODP) |
Дешифрируются хорошо. Отличение поросли леса затруднительно (только в качестве уточнения уже имеющегося на карте). |
На границах урбанизированных территорий совмещение границ на снимке и карте сложно оценить из-за сильного их изменения. Внутренние контура, примыкающие к заболоченным территориям даны с большой (до 300 м) ошибкой. |
На карте имеются внутренние контура, которые не видны на снимке. Около некоторых дорог и рек на карте указаны "шелевые" в м.к. просеки которые на снимке не наблюдаются. |
Точечные объекты (дома, мосты и т.п.). |
На городских территориях, в промзонах можно уверенно дешифрировать крупные заводские корпуса. Видны некоторые мосты, отображаемые как объекты не в.м.к. Видны броды, которые часто используются для проезда автотранспорта. |
Т.к. на картах 1:200000 точечная застройка дается достаточно условно оценить точность совмещения не представляется возможным. |
Нет. |
Болота (BOLOTOP) |
Заболоченные территории дешифрируются легко, когда они покрыты "ущербным" лесом. |
До 500 м. Во многих случаях границу установить невозможно. |
Нет. |
Изображения некоторых объектов на снимке SPOT.
Из-за низкой контрастности имеющегося изображения и наличия только одного канала некоторые детали видны плохо. Для полноценного снимка SPOT, имеющего три канала результаты дешифрирования могут быть значительно лучше.
Таблица 4. Изображения некоторых объектов на снимке SPOT.
|
Брод, используемый для переправы машин. |
|
Озеро на заболоченном участке. |
|
Дорожная сеть. Видны следы генерализации дорожной сети. Широкая линия, пересекающая лесную дорогу - просека под ЛЭП. Прямые линии пересекающие дорожную сеть, для которых не видно реальных объектов - просеки. Фрагменты реальной просеки на снимке заметны только в центральной нижней части изображения. |
|
Сетка дренажных каналов. Некоторые каналы практически точно совмещаются с их картографическим изображением, а некоторые достаточно сильно "отходят" (до 100м.). Кроме того изображение на карте подверглось генерализации. В целом карта достаточно точно отражает область занятую каналами. |
Продолжение таблицы 4.
|
Изображение реки. Отступление "извивов" реки от ее картографического изображение достигает максимум 70 м. В нижней части снимка на реке видна запруда или широкий мелководный (заболоченный участок) шириной 150 м, который не отражен на карте. Ширина самой реки небольшая (несколько метров) поэтому на одноканальном снимке она дешифрируется с трудом. |
|
Река, не выраженная в масштабе карты (ширина 64 м, измерено по снимку) с островами и песчаным пляжем. |
|
Коллективные сады. Хорошо просматривается система улиц. Видны отдельные наиболее крупные строения (или имеющие наиболее высокое альбедо). |
|
Промышленная зона. Хорошо видно прохождение дорог по ее территории. Уверенно дешифрируются крупные строения. |
Продолжение таблицы 4.
|
Инженерные коммуникации. Дешифрируются по сопровождающим просекам. В отсутствие спектрозональных снимков сложно отличить их от дорог и сложно отличить наложение объектов типа: дорога + коммуникация + просека . Смещение картографического изображения относительно снимка - 50 м. Ширина просек - до 30 м. |
|
Инженерные коммуникации для которых не просматриваются сопровождающие их просеки. Прохождение коммуникаций по урбанизированной территории (коллективные сады) не просматривается. |
|
Городская застройка. Хорошо видны мосты, главные улицы, кварталы, наиболее выдающиеся строения. |
|
Изменение контуров леса из-за увеличения территории коллективного сада. |
Продолжение таблицы 4.
|
Несоответствия внутренних контуров леса на карте и на снимке. Ширина "фиктивной" просеки под дорогу - 170 м. |
Заключение по дешифрированию снимка SPOT.
q Со снимков нельзя провести полноценное обновление топографических карт масштабного ряда 1:200000 без проведения полевых работ. По разрешающей способности и качеству изображения снимок вполне пригоден для обновления метрики большинства объектов (кроме скрытых растительностью).
q Для более уверенного дешифрирования совмещения линейных объектов, распознавания типов необходимо наличие спектрозональной информации.
q Точечные объекты типов "строение", " строение в населенном пункте" дешифрируются достаточно уверенно
q Дешифрируются большинство бродов через реки, особенно связанные с переправой автотранспорта
q При проведении обновления карт масштаба 1:200000 требуется картографическая генерализация.