Дешифрирование МСУ-Э.

Оглавление

Таблица 1. Дешифрирование объектов на снимке МСУ-Э.

Тип объекта

Характер видимости и дешифровочные признаки

Характеристика совмещения

Примечание

Просеки

( PROSEKAL)

Не дешифрируются.

Нет.

В местах их расположения наблюдается слабое изменение фактуры изображения

Городская территория.

(TOWNP)

Легко дешифрируется. Имеет легкий зеленовато-голубой оттенок.

Очень хорошо укладывается в обозначенную на карте городскую территорию.

Легко можно видеть вновь отведенные территории и новые промплощадки.

Продолжение таблицы 1.

Тип объекта

Характер видимости и дешифровочные признаки

Характеристика совмещения

Примечание

Объекты городской территории (TOWNL, TOWNP)

Кварталы и ряды не дешифрируются.

Нет.

В отдельных случаях можно проследить расположение главных улиц.

Дороги (ROADL).

Легко дешифрируются. Могут иметь зеленоватый или коричневатый оттенок, который определяет характер покрытия (дороги с улучшенным покрытием и лесные дороги). Хорошо дешифрируются крупные мосты.

Имеют более извилистые формы, чем дороги обозначенные на карте (следствие генерализации). Отступление может достигать 50-60 м.

На снимке отсутствуют или плохо дешифрируются некоторые дороги с усовершенствованным покрытием.

Имеется некоторое количество дорог не отраженных на исходной карте (новых). Некоторые дороги "теряются" в лесах или болотах.

Дороги, расположенные на застроенных территориях как правило не видны.

Реки не выраженные в м.к. (HYDRL)

Дешифрируются с трудом. Места впадения рек достаточно хорошо видны.

В тех случаях, когда можно с уверенностью определить положение русла реки, совмещение получается с точностью 30-70 м.

В ряде случаев положение русла реки можно хорошо проследить по изменению характера растительности.

Каналы (HYDRL)

Легко дешифрируются на нарушенных землях (торфяники) на территории поросшей лесом не видны.

Контуры с большой точностью совпадают (30м) с указанными на карте.

На снимке видно гораздо больше каналов чем на карте (следствие генерализации карты).

Реки выраженные в масштабе карты (HYDRP).

Легко дешифрируется береговая линия, плесы. Острова видны только самые крупные. Видны темно-синие участки которые, возможно являются омутами.

Наблюдаются небольшие несистематические смещения до 100 м, возможно связанные с миграцией русла или из-за подъема уровня воды.

На месте "плесов" которые явно видны на снимке на самом деле как правило располагаются группы островов и протоки.

Озера (HYDRP)

Легко дешифрируются.

Контуры с большой точностью совпадают (30м) с указанными на карте. Форма объектов хорошо сохраняется.

По характеру окраски похоже на темно-синие участки на реках в м.к. Возможно это является характеристиками глубины.

Линии электропередачи, газопроводы и т.п (CONSTRL)

Дешифрируются по сопутствующим им просекам и нарушенным землям.

Контуры совпадают с указанными на карте. Генерализация практически не заметна.

Все коммуникации, которые заросли лесом и т.п. видны очень плохо ("угадываются"). Коммуникации, проходящие по застроенным территориям не видны.

Продолжение таблицы 1.

Тип объекта

Характер видимости и дешифровочные признаки

Характеристика совмещения

Примечание

Контуры лесов (WOODP)

Легко дешифрируются. Поросль леса не отличается от высокорослого леса т.е. их разделение затруднительно.

В среднем немного отличается от указанного на карте. Около населенных пунктов видны сильные изменения, связанные видимо с освоением новых территорий.

Отсутствуют некоторые внутренние контура. Многие существующие внутренние контура даны на карте очень приблизительно (по форме), что нельзя объяснить только вырубкой леса. Около некоторых дорог и рек на карте указаны "шелевые" в м.к. просеки которые на снимке не наблюдаются.

Точечные объекты (дома, мосты и т.п).

Не дешифрируются на всех слоях.

Нет.

Нет.

Болота (BOLOTOP)

Открытые пространства болот дешифрируются хорошо, но более менее четкое определение их границ вызывает большие затруднения.

Границы болот на снимке и карте как правило не совпадают. В ряде случаев можно по снимку установить границы болот с точностью до 200 м - 1 км.

Нет.

Изображения некоторых объектов на снимке МСУ-Э.

Таблица 2. Изображения некоторых объектов на снимке МСУ-Э.

Мост, выраженный в масштабе карты.

Дороги. Имеют голубовато-зеленый оттенок.

Новая, не обозначенная на карте дорога, идет вдоль берега реки.

В самом низу изображения видна дорога, теряющаяся на застроенной территории.

Продолжение таблицы 2.

Инженерные коммуникации, видимые на карте, практически не видны на снимке. Возможно эти (подземные) коммуникации были проложены достаточно давно и уже покрыты растительностью.

Кроме того, вдоль берега реки идет дорога (без покрытия), которая на снимке видна темной полосой и слегка сдвинута влево (около 70 м). Дешифрирование ее без наличия дополнительной информации крайне затруднительно.

 

 

Инженерные коммуникации, легко распознаваемые по сопутствующим им просекам.

Смещение относительно изображения 60 м.

 

 Изменение лесного контура вследствие освоения новых земель (садовые участки?).

 

"Схематичное" изображение внутренних контуров леса на заболоченных участках (ошибки до 100 м).


Продолжение таблицы 2.

 

 Внутренний контур леса на топографической карте и на снимке. На карте внутренний контур прерывается в том месте, где река меняет тип с "река выраженная в одну линию" на "река выраженная в две линии" (т.е. свыше 60 м). Изменение ширины реки хорошо видно по ее темному контуру.

 

 Инженерные коммуникации. Самая нижняя коммуникация имеет голубоватый оттенок (такой же как и застроенные территории и дороги с усовершенствованным покрытием), что по видимому является следствием того, что она недавно построена. Зона прохождения коммуникаций, расположенных выше уже успела покрыться растительностью и поэтому видимо имеет другой оттенок..

Кроме того, возможно, что по просеке, по которой проходит инженерная коммуникация проходит так же и дорога.

 

Промзона.

 

Селитебная зона. Городская застройка (многоэтажные жилые дома). По сравнению с промзоной видна структура главных улиц. В общем случае отличить жилую застройку от промышленной затруднительно.

Продолжение таблицы 2.

 

 Озеро. Форма объекта хорошо сохраняется.

 Речная сеть. Хорошо видно изменение характера растительности вдоль русел. Сдвиг изображения обусловлен недостаточно хорошей привязкой векторной карты.

Дополнительные данные которые можно получить со снимка МСУ-Э.

В процессе проведения работы было выполнено совмещение космического снимка с данными лесной таксации. Довольно хорошо прослеживается связь между преобладающим типом пород деревьев и окраской изображения.

Рис 1. Снимок МСУ-Э, совмещенный с данными лесотаксации.

Рис 2. Снимок МСУ-Э, без данных лесотаксации (для сравнения).

Рис 3. Визуальное различие полей (плантаций), которое может быть использовано для дешифрирования, при условии наличия ряда дополнительных, полученных в полевых условиях, данных и тематических карт.

К сожалению, на имеющемся в наличии снимке не нашлось примеров для очагов ликвидированных лесных пожаров и ветровалов.

Космические снимки с этого спутника использовались различными организациями для составления разнообразных тематических карт для проектно-изыскательских, проектно-экологических, природоохранных работ, для сельскохозяйственного картографирования и т.д. В литературе [1] имеется упоминание (без конкретных ссылок) на ведомственные инструкции по их использованию и разработанные технологии. Техническая сторона использования дополнительных данных (дешифрирование и классификация) будет обсуждаться далее.

Заключение по дешифрированию снимка МСУ-Э.

q       Со снимков нельзя провести полноценное обновление топографических карт масштабного ряда 1:200000. Для проведения ограниченного обновления только техногенных изменений все равно потребуется "полевое" уточнение типов объектов.

q       Точечные объекты не дешифрируются ни в каком тематическом слое.

q       Лучше всего дешифрируются а) новые протяженные техногенные объекты - дороги с улучшенным покрытием, подземные коммуникации и т.п. б) урбанизированные территории в) крупные (шириной свыше 100 м) водные объекты.

q       Для ряда объектов, таких как дороги и инженерные коммуникации невозможно строго установить дешифровочные признаки, что влечет за собой необходимость полевого обследования.

q       Со снимков можно получить ряд дополнительных "тематических" характеристик.

Hosted by uCoz