Принципы формирования логической структуры.
На основании анализа природоохранного законодательства и специальной литературы [3, 4, 6-18, 20-22, 26-33, 35, 43] можно выделить, следующие типы объектов по их функциональному назначению: объекты – природные условия или ландшафты (например зона эрозионной опасности); объекты как области ограничения (например санитарно-защитные зоны); объекты как сферы деятельности (лицензионные участки, вырубки и т.п.); собственно природные и антропогенные объекты (включая население).
Так же можно разделить объекты по происхождению: на природные и техногенные. Природоохранное законодательство предусматривает несколько видов «урегулирования» отношений между природными и техногенными компонентами:
§ Создание охранных (защитных, санитарных и т.п.) полос.
§ Искусственное создание объектов выполняющих средообразующие функции, частично или полностью нейтрализующие воздействия
§ Нормирование отбора вещества из окружающей среды и лимитирование возврата (сброса) техногенно переработанного вещества в окружающую среду.
Кроме того, деятельность должна обязательно осуществляться в пределах выделяемых участков и, если это определено, может быть каким-либо образом регламентирована.
На основании типов объектов и типов природоохранных мероприятий можно выделить три основных геоинформационных модели природоохранных мероприятий, которые могут быть положены в основу создания ЦКБД. Разделение моделируемых «ситуаций» на типы необходимо для формирования логической структуры базы данных, в частности они имеют первоочередное значение при группировке объектов по слоям и выяснении необходимых для расчетов описательных характеристик объектов.
Модель бинарного отношения (базовая). Описывает непосредственный тип влияния или каких либо условий взаимного расположения двух объектов. Все остальные модели строятся на основе модели бинарного отношения. Она включает как минимум два объекта: «охраняемый объект» и «влияющий объект», между которыми существует взаимосвязь.
Рис II ‑ 1 . Модель бинарного отношения.
Тип взаимосвязи определяется возможным характером влияния влияющего объекта и может быть представлен в рамках ГИС при помощи графа, матрицы, или вычислен при помощи других возможностей геомоделирования [40]. Так например, влияние атмосферного переноса загрязнений и шумовые загрязнения могут быть смоделированы с использованием матрицы, содержащей расчетные значения величины загрязнения от влияющего объекта (трубы, автомобильной дороги и т.п.). Влияние загрязнения сточными водами ниже по течению от места сброса может быть представлено с использованием моделирования на графах. По отношению к геореляционной модели бинарное отношение строиться следующим образом: охраняемые объекты и влияющие объекты располагаются на различных тематических слоях, а взаимосвязь, в зависимости от ее типа может быть либо непосредственно вычислена путем географического запроса, либо представлена как результат вычислений на отдельном информационном слое. Для реализации данной модели необходимо, чтобы для объектов были указаны сведения, которые позволяют однозначно установить тип взаимосвязи, определить ее характеристики и пространственную локализацию (т.е. характер влияния, степень подверженности влиянию и т.п.)
Модель буферной зоны. Вокруг объектов, которые могут подвергнуться загрязнению путем атмосферного переноса, миграции загрязняющих веществ с водными потоками на поверхности или с грунтовыми водами, и т.п., создаются специальные объекты – буферные зоны. Другими словами, они создаются для того, чтобы ограничить в них какие-либо нежелательные виды хозяйственной или иной деятельности. В природоохранном законодательстве упомянуты несколько типов таких зон: санитарно-защитные зоны; водоохранные зоны; прибрежные защитные полосы; округа санитарной охраны; охранные зоны заповедников, заказников и других особо охраняемых территорий; буферные зоны заповедников. Такой тип информационной модели всегда содержит минимум три объекта: охраняемый объект, буферная зона, влияющий объект, и два типа взаимосвязи: «буферная зона - охраняемый объект» и «буферная зона – влияющий объект». Первый тип взаимосвязи устанавливается в соответствии с законодательством и сам размер буферного объекта определяется в соответствии с ним (и может быть изменен). Для реализации данной модели необходимо, чтобы для охраняемого объекты были указаны характеристики необходимые для построения буферной зоны.
Рис. II ‑ 2 . Элементы модели буферной зоны.
Модель средообразующего объекта. По структуре напоминает модель буферной зоны, но содержит дополнительный «средообразующий» объект (как правило это природный объект или природоохранное защитное сооружение), который одновременно может выполнять функции буферной зоны. Таким образом, данная модель используется для представления ситуации, когда некоторый природный объект, представляющий ценность сам по себе, как элемент окружающей среды, выполняет так же особые, защитные функции. Кроме того, она подчеркивает тот факт, что сам средообразующий объект может подвергнуться негативному влиянию.
Рис. II ‑ 3 . Элементы модели средообразующего объекта.
Как уже отмечалось, межобъектные связи в рамках предлагаемой концепции представляют собой воздействия, оказываемые друг на друга различными участками природных и урбанизированных территорий. Такие отношения и будут базовыми, формирующими систему. Т.к. создаваемая на основе системы карта предназначена для решения задач информационного обеспечения именно в органах государственной власти, то среди всех отношений, которые можно принципиально выделить между природной (естественной) и техногенной (искусственной) составляющими окружающей среды, будут выделены только те, которые нашли свое отражение в различных законодательных и подзаконных актах. В Табл. II‑1 представлены в виде «бинарных отношений» связи полученные путем анализа природоохранного законодательства и других документов. В таблице показаны только те связи, которые могут иметь пространственную локализацию.
Табл. II ‑ 1 . Перечень природных, техногенных и условных объектов, участвующих в системообразующих связях (бинарные отношения).
Наименование основного объекта |
Взаимодействующие объекты |
Характер влияния и/или ограничения |
Водоохранная зона реки, озера или болота. |
Свалки и склады, лесосеки, добыча полезных ископаемых, садово-дачные участки, стоянки транспорта [13, п.6]. |
Запрещение. Возможно загрязнение реки. |
Водоохранная зона и прибрежная защитная полоса реки, озера или болота. |
Река, озеро или болото. |
Служит для защиты от воздействия неблагоприятных факторов. В случае если река является местообитанием ценных видов рыб, то охранные зоны устанавливаются особым образом [22]. |
Защитная полоса реки, озера или болота. |
Пашня, луга (сенокосы), лес, характер уклона местности [3] . |
Влияют на сток и, следовательно, на устанавливаемую ширину защитной полосы [13, п. 4]. |
Защитная полоса реки, озера или болота. |
Свалки и склады, лесосеки (при рубках главного пользования), добыча полезных ископаемых, садово-дачные участки, стоянки транспорта, отвалы размываемых грунтов, распашка земель, выпас скота, движение автотранспорта [13, пп. 6, 7]. |
Запрещение. Возможно загрязнение реки. |
Леса. |
Реки, реки – нерестилища ценных пород рыб, озера, водохранилища, болота, овраги и балки, рекультивированные земли, железные и автомобильные дороги, населенные пункты, тундра, источники водоснабжения (санитарные защитные зоны водозаборов), [14, гл. III; 11, ст. 56]. |
Леса служат средообразующим фактором, необходимым для обеспечения оптимального состояния некоторых природных объектов. |
Санитарные защитные зоны промышленных предприятий. |
Промышленные предприятия различного рода деятельности, (перечень и классификация по типам опасности, см в [15]), места постоянного проживания человека (населенные пункты). |
Влияние на окружающую местность (в т.ч. состояние здоровья человека), размеры см в [15]. |
Санитарные защитные зоны водозаборов из поверхностных источников |
Промышленные и хозяйственные объекты: промышленные предприятия, склады и свалки, сельхозугодья и т.п. |
Регламентирование расположения [16, п. 3.3]. Возможно потенциальное загрязнение источника воды. |
Санитарные защитные зоны водозаборов из поверхностных источников |
Водозабор из поверхностного источника. |
Санитарная полоса служит для защиты от воздействия неблагоприятных факторов, правила установления размеров полос см. [16, п. 2.3]. |
Санитарные защитные зоны водопроводов и водоводов |
Свалки, водосбросы на грунт, кладбища, скотомогильники, промышленные и сельскохозяйственные предприятия. |
Регламентирование расположения [16, п. 3.4]. Возможно загрязнение воды путем фильтрации, размеры и правила установления см [16, п. 2.4]. |
Склад хлора. |
Жилые и общественные объекты |
Возможно отравление при аварии, регламентирование взаимного расположения [16, п. 2.4.4.] |
Санитарные защитные зоны водозаборов из поверхностных источников |
Высокоствольные деревья, жилые и хозяйственно-бытовые здания, склады и т.п., перечень см. [16, п. 3.2] |
Регламентирование расположения, [16, п. 3.2] |
Санитарные защитные зоны водозаборов из поверхностных источников |
Водозабор из подземного источника |
Санитарная полоса служит для защиты от воздействия неблагоприятных факторов (в основном инфильтрации), правила установления размеров полос см. [16, п. 2.2, 27]. |
Особо охраняемые природные территории |
Населенные пункты, промышленные объекты, свалки и т.п. (т.е. любые места ведения какой-либо хозяйственной деятельности). |
Возможно негативное воздействие окружающей среды на особо охраняемую природную территорию [7, ст. 2, 8, 12, 15, и др.]. |
Охранная (буферная) зона особо охраняемой природной территории. |
Особо охраняемая природная территория или памятник природы. |
Устанавливается в соответствии с постановлением органов государственного управления, см. [17]. |
Округа санитарной охраны природных лечебных ресурсов |
Населенные пункты, промышленные объекты, свалки и т.п. (т.е. любые места ведения какой-либо хозяйственной деятельности). |
Возможно негативное воздействие деятельности человека [7, ст. 16] |
Зона паводкового затопления. |
Населенные пункты и промышленные площадки. |
Возможно затопление. |
Противопожарный разрыв вокруг торфоразработки |
Лес. |
Предупреждение развития пожаров [18, § 18]. |
Противопожарный разрыв вокруг нефтегазодобывающих скважин |
Лес. |
Предупреждение развития пожаров [18, § 22]. |